?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие записи | Последующие записи

У меня есть такая просьба к «сообщникам».
Хотелось бы услышать мнение каждого о том, какие улицы, переулки, микрорайоны и т.п. можно и следовало бы переименовать. Речь не о так называемом «возвращении исторических названий» (это отдельная тема), а о неудобных, неудачных, а также дублирующих друг друга названиях, которые вносят путаницу в городскую топонимику.

Могу привести примеры.
Есть посёлок им. Кирова (Кировский), в котором есть несколько Кировских улиц – Главная Кировская, 1-я Кировская и т.д. (вплоть до 7-й). В то же время есть сквер Кирова (надеюсь, никто всерьёз не намерен переименовывать его в Тихвинскую площадь, ибо сквер не может быть одновременно площадью), был Кировский район. Ныне его как отдельной административной единицы нет, но остаётся, к примеру, Кировское РУВД и другие учреждения, район сохраняется как территория в градостроительных документах. И вот мы в обычной речи можем сказать «Я живу в Кировском», имея в виду район, но это может быть понято и как посёлок Кирова. Неудобство очевидно.
В том же посёлке Кирова есть 6 улиц под названием «Линия»: 1-я Линия, 2-я и т.д. Конечно, это напоминает Васильевский остров, что преисполняет нас гордостью, но на Васильевский остров эта местность мало похожа и вряд ли станет похожа, несмотря на некогда разрекламированные проекты типа «Зазеркалья». А эти номерные «линии» сами по себе довольно скучны.
В Ново-Ленино есть, по-моему, около 20 Советских переулков. Но у нас есть улица Советская – совсем в другом районе; кроме того, эти переулки по длине и на переулки-то не очень похожи – скорее улицы, а часть из них просто теряется между домами (как, впрочем, и другие улицы Ново-Ленино).
4-я и 6-я Советские (при том, что нет уже ни 2-й, ни 3-й, ни 5-й, ни 7 и 8) – самый известный пример. Эти названия смотрятся довольно нелепо.
Улица Жукова и проспект Маршала Жукова – пример того, как новое название фактически дублирует старое и создаёт путаницу. Непонятно, чем плох был проспект Карл-Маркс-Штадт? Но даже если плох, ну переименовали бы, допустим, в Солнечный проспект – было бы как раз в тему (поскольку микрорайон Солнечный).
В Иркутске две улицы Трактовых – обе в Ленинском районе, но одна идёт в качестве магистрали от Иркутного моста ко Второму Иркутску и Ново-Ленино, а другая – в Боково. Как почта работает в таких условиях? Ну, переименуйте вы ту, что в Боково, в честь недавно скончавшегося В.Ф. Бокова! Он хоть и не иркутянин, и посёлок назван отнюдь не в его честь, но всё же известный поэт…
Во Втором Иркутске есть улица Речная, которая хоть и ограничивает район со стороны Ангары, но от набережной всё же весьма далека.
Некоторые улицы имеют названия, аналогичные названиям близлежащих переулков и проездов (Радищева, Ползунова, Короленко, Селитбенная). Этого тоже, по-хорошему, лучше избегать.
Есть улица Огородная, а есть рядом с ней 2-я и 3-я Огородные. Зачем? Там же 1-я, 2-я и 3-я Карьерные. По-моему, одной вполне бы хватило. Есть Аларская и 2-я Аларская, 6 улиц Лётчиков…
Есть улица Берег Ангары, а рядом с ней переулок 1-й Берег Ангары. Что это вообще значит – первый берег Ангары?! Да и название улицы не блещет. Назвали бы её в честь бывшего здесь Вознесенского монастыря – Вознесенской набережной…

Наконец, отметим, что у нас есть мосты, и они до сих пор не имеют официальных названий. «Старый Ангарский мост», «Новый мост», ещё один «Новый мост»… Как-то это всё несерьёзно. Должны быть какие-то имена собственные.
Старый вроде как носит имя Ленина. Исторически было бы правильно называть его Ленинским, но тогда непонятно, почему он ведёт из Кировского района в Свердловский, а не в Ленинский. Можно было бы все мосты переименовать по церквям и монастырям – тем самым устанавливалась бы историческая преемственность. Старый мост – Троицкий, нижний – Вознесенский, новый, допустим, Крестовский (по Крестовоздвиженской церкви), нижний мост через Ушаковку – Знаменский. Новый мост также можно назвать Академическим, т.к. он ведёт в Академгородок. Нижний мог бы получить имя Салацкого, т.к. был построен в его правление. И т.д., вариантов много.

Собственно, речь о том, чтобы «освободить» названия улиц и районов для достойных фамилий, которые пока в иркутской топонимике не представлены. Об этих фамилиях я попрошу высказываться в комментариях к следующему посту.
У нас процесс увековечения памяти некоторых недавних современников идёт, но принимает иногда несколько извращённые формы. Например, в честь вышеупомянутого Салацкого переименовывают улицу Листа (чем провинился знаменитый композитор?), в честь Бочкина – улицу Огни коммунизма (ну это ещё ладно, название было довольно громоздкое, хотя и передавало дух эпохи), в честь Лызина – улицу Новоямскую (одно из немногих названий, уцелевших с дореволюционных времён, безжалостно уничтожили).
Такое впечатление, что, несмотря на существование квалифицированной комиссии по топонимике, продуманной политики здесь нет, а есть случайные решения. Вот я и предлагаю нам – всем вместе – подумать над этим вопросом и создать список названий, которые действительно могли бы подлежать замене. Мы же всё-таки городское общество!

Comments

( 32 комментариев — Оставить комментарий )
karma_don
Nov. 27th, 2009 02:17 pm (UTC)
Улица имени Героя Советского Союза лейтенанта Василия Фроловича Жукова в Ленинском районе никак не может дублировать проспект маршала Жукова.
pavel_petukhov
Nov. 28th, 2009 10:24 am (UTC)
Спасибо, я думаю, в этом сообществе все знают, в честь кого названа эта улица. Но жители города, а тем более приезжие - не все и даже не большинство. Конечно, всегда есть много достойных людей-однофамильцев, в честь которых можно назвать множество улиц и т.п., но обычно так не делается во избежание путаницы.
(no subject) - karma_don - Nov. 28th, 2009 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_petukhov - Nov. 29th, 2009 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - karma_don - Nov. 30th, 2009 12:36 am (UTC) - Expand
fuzzze
Nov. 27th, 2009 03:23 pm (UTC)
в ту же кучу
улица Марата и предместье Марата
pavel_petukhov
Nov. 28th, 2009 10:34 am (UTC)
Re: в ту же кучу
Да, пожалуй, хоть и жалко и то, и другое... Улица - в самом центре, там многие знаменитые дома, а предместье очень известно, и живёт там куча народу...
nektobigfish
Nov. 27th, 2009 11:05 pm (UTC)
Тема очень продуктивная, спасибо вообще. Системно надо думать долго, а вот навскидку - раздражает Роза Люксембург. С какого перепуга одна из важнейших, скелетообразующих улиц города - и вдруг никому не понятная революционерка? (Я там рядом жил в свое время - на опять-таки никому не понятном Баумане, вообще топонимика Новоленино - это какая-то шизофрения...) Причем, у меня мысль такая: как минимум, скелетообразующие улицы города (в отличие от переулочков!) не должны быть нагружены идеологией ваще никакой. Р.Люксембург переименовать просто в Московский тракт. И благозвучней, и правдивей. "Где живешь? - на Московском тракте"
petalum
Nov. 27th, 2009 11:47 pm (UTC)
Московский тракт ассоциируется с пригородом, но не с городом. Тогда лучше - Московский проспект.
(no subject) - pavel_petukhov - Nov. 28th, 2009 10:32 am (UTC) - Expand
kletskinsky
Nov. 28th, 2009 04:17 am (UTC)
Смутно припоминается, что улица Бокова уже есть в районе остановки Управление ГЭС...
pavel_petukhov
Nov. 28th, 2009 10:33 am (UTC)
Там улица Бочкина, уже упоминавшаяся.))
В честь Бокова улиц быть не может, так как он умер всего месяц назад.
(Deleted comment)
pavel_petukhov
Nov. 28th, 2009 10:38 am (UTC)
Re: Проблемы иркутской топонимики
Да, Железнодорожные тоже. Можно было бы оставить одну - нынешнюю 2-ю, тем более что там новое здание управления ВСЖД. Хотя это всё же особый случай - улицы расположены недалеко от вокзала, их первоначальное население составляли как раз железнодорожники. Да и, в отличие от Советских, их пока не начали выборочно переименовывать, и идут они одна за другой. Так что вопрос тут более сложный.
petalum
Nov. 28th, 2009 06:39 am (UTC)
Писала большой пост и он не сохранился =(

1. почетные люди города за последние 50 лет (в Музее города была такая выставка)
2. строятся новые микрорайоны (Сергиев Посад, Новоиркутский и пр.), где можно было бы давать улицам новые названия, со смыслом, а не просто улица Домостроителей, например
3. переименование несет множество хлопот, представь только - сколько ты один поменяешь документов? а сколько людей с одной улицы? ужасть..

вообщем - та еще - проблема
pavel_petukhov
Nov. 28th, 2009 10:42 am (UTC)
По почётным гражданам - это, видимо, не сюда, а в следующую тему, в честь кого называть улицы?

Про новые микрорайоны - так. Правда, это не микрорайоны, а коттеджные посёлки, формально не входящие в черту города. Хотя, надеюсь, когда-нибудь их присоединят.
=переименование несет множество хлопот=
Это само собой. Основной аргумент против переименований. Я, собственно, и сам являюсь противником массовых переименований ("возвращения исторических названий"), речь идёт о совсем уж необходимых случаях.
yupik
Nov. 29th, 2009 11:19 pm (UTC)
С улицами Ленинского района, конечно, надо бы разобраться. Исторически они появлялись как улицы отдельных рабочих поселков, потому и дублировали.
В долнению к твоему. В Селиванихе есть три Горьковских улицы... Номерные улицы я бы стал перименовывать только если они явно избыточны, как те же Советские переулки и оставшиеся с номерами 4-я, 6-я и 7-я Советская.
По поводу Жукова и Жукова соглашусь с тобой, хотя это разные герои. Я бы второиркутского Жукова оставил, а маршала бы просто не стал бы наносить на карту, но это дело, увы, не сегодняшнего дня.
А топонимики, ты прав, в Иркутске нет. По мне так, нужно оставить все, что оригинально и к месту. А все, что повторяется в других городах - выкинуть. Например, железнодорожные, сколько бы их ни было, оставить, а Люксембург, Трилиссера, Халтурина, Перовской, Чапаева, Кочубея, Хмельницкого, Разина, Осипенко, Бограда и т.д.
В Иркутске нет улицы Янгеля и Гайдая, нет улиц Охлопкова и Милля, список можно продолжить...
pavel_petukhov
Nov. 30th, 2009 07:00 am (UTC)
Вот про то, каких улиц НЕТ - это в следующую тему, пожалуйста! Здесь о том, какие "лишние".
yupik
Nov. 29th, 2009 11:27 pm (UTC)
Критерий таков: относится к истории Иркутска и Иркутской области - оставляем. Не относится - увы и ах! Пусть Бограда улица остается в Абакане, Розы Люксембург - в Замосце или Берлине, Баумана - в Казани.
pavel_petukhov
Nov. 30th, 2009 06:59 am (UTC)
Боград к Иркутску тоже имеет отношение.
Кроме того, если убрать всех, кто к нам не имеет отношения, то у нас и фамилий-то нужных не наскребёшь в достаточном количестве.)) Во всех странах улицы называют в честь общенациональных или мировых фигур, это вполне нормально.
(no subject) - yupik - Dec. 3rd, 2009 02:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_petukhov - Dec. 3rd, 2009 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_petukhov - Nov. 30th, 2009 07:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - yupik - Dec. 3rd, 2009 02:29 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
pavel_petukhov
Dec. 5th, 2009 11:33 am (UTC)
Ну, от Центральной Электростанции. "Набережная" была разделена на три части - Вузовскую (ныне бульвар Гагарина), Цэсовскую и Нижнюю.
kazarinov
Jan. 19th, 2010 11:49 am (UTC)
Я за то, чтобы заменить хотя бы часть совковых названий: Карла Маркса там, Ленина, Советскую, Карла Либкнехта, Розы Люксембург и проч. и проч.
pavel_petukhov
Jan. 20th, 2010 12:38 pm (UTC)
Слово "совковый" в значении "советский" - не совсем прилично. Лучше его не употреблять.
(no subject) - kazarinov - Jan. 20th, 2010 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_petukhov - Jan. 20th, 2010 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kazarinov - Jan. 20th, 2010 01:48 pm (UTC) - Expand
luporez
Mar. 21st, 2010 08:15 am (UTC)
про Ново-Ленино

1) улицу Розы Люксембург я бы переименовал в улицу Розы, ну цветок такой - Роза. Во-первых, коротко, поэтому удобно, во-вторых, нет не чего политического. В-третьих, необычно и вряд ли есть в других городах. И, в-четвертых, самое главное, народ ее так уже называет! Обычный разговор: -Где живешь? - На Розе.

2)Про Советские переулки, которых 18 точно, а может и больше.
Частный сектор, где располагаются эти переулки имеет клеточную структуру, повдоль идут улицы, поперек переулки, и удобнее в названии иметь числительное, что и есть с переулками, и было с улицами.

Раньше улицы назывались просто - 1-ая, 2-ая и т.д. И сейчас если местному сказать - живу на 8-ой, он сразу поймет где это. А вот улицу Владимирского, наверное, знают только живущие на ней да почтальоны.

Так и с переулками - по номерам, даже не зная где переулок находится, легко представить где он должен быть. Так что, именно в этом случае, лучше не переименовывать. Или переименовать только Советский, оставив нумерацию.
pavel_petukhov
Mar. 22nd, 2010 08:29 am (UTC)
"Имя Розы"? А другой учаснег обсуждения, наоборот, предлагает убрать Розу и оставить Люксембург. Поэтому ничего убирать не будем, оставим как есть.
Насчёт переулков, видимо, вы правы, определённое удобство в этой системе есть.
( 32 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

музей
irkutsk_history
История Иркутска

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner